EN / RU

«Авиадвигатель» расширяет свой бизнес

18.12.2018

Рубрика: Новые проекты
Александр Ведерников, Алексей Ромахин

«ОДК-Авиадвигатель» — конструкторское бюро-разработчик газотурбинных двигателей для авиации, а также промышленных газотурбинных установок и электростанций на базе авиационных технологий — предлагает новый продукт: разработку и поставку решеток реверсивного устройства из углепластика в соответствии с техническим заданием заказчика.

50-летний опыт разработки реверсивных устройств
История «Авиадвигателя» как разработчика реверсивных устройств турбореактивных двухконтурных двигателей началась в 1969 году. Тогда пермское КБ создало для пассажирского самолета Ту-134А реактивный двигатель Д-30 II серии, в конструкцию которого был включен реверс тяги. Это был первый в истории отечественного авиапрома реактивный двигатель с реверсивным устройством.
За прошедшие полвека «Авиадвигатель» разработал двигатели для самолетов Ту-154М, Ил-62М, Ил-76, Ил-78, Ил-96, Ту-204, Ту-214 и их модификаций. Всего выпущено более 8 000 серийных авиационных двигателей, каждый из которых оснащен реверсивным устройством.
В 2011 году «ОДК-Авиадвигатель» начинает разрабатывать решетки реверсивного устройства из полимерных композитных материалов (ПКМ) для двигателя семейства ПС-90А. На сегодняшний день наличие в конструкции пермских двигателей реверсивного устройства с комплектом решеток из ПКМ — это стандарт. Перспективный двигатель ПД-14, который сегодня проходит завершающий этап сертификации, также оснащен ими.

Решетки РУ – ключевые детали реверсивных систем
Они участвуют в торможении во время посадки, перенаправляя воздушный поток в обратную от направления движения самолета сторону. Решетка — очень сложное изделие: она изготавливается методом намотки с применением непрерывного жгута из углеродных нитей. Срок службы решеток рассчитан на всю продолжительность эксплуатации самолета. «ОДК-Авиадвигатель» располагает глубокими экспертными знаниями и ноу-хау в области проектирования и изготовления решеток РУ.

Преимущества решеток реверсивного устройства от «ОДК-Авиадвигатель»
В настоящее время многие производители мотогондол и реверсов используют в своих конструкциях решетки из металла. Применение решеток реверсивного устройства из ПКМ снижает массу и себестоимость реверсивного устройства и мотогондолы, а значит, и двигателя в целом. Так, например, композитные решетки двигателя ПС-90А в полтора раза легче и на 30% дешевле титановых аналогов. При этом прочность и надежность решеток сохраняется на прежнем уровне.
Решетки реверсивного устройства разработки «ОДК-Авиадвигатель» имеют малый вес. При диаметре расположения решеток около 2000 мм масса комплекта решеток составляет 40–50 кг. Масса одной решетки варьируется от 4 до 6 кг в зависимости от их конструктивных особенностей. Максимальные габариты секции — 800×800×70 мм (по выбору заказчика). Материал РРУ — углепластик российского производства. Рабочая температура решеток — от −55 до +110°С.
Специалисты пермского КБ выполняют полный цикл разработки решеток РУ: проектирование, прочностные и аэродинамические расчеты, испытания, организацию освоения серийного производства, сопровождение испытаний у заказчиков, авторское сопровождение изготовления и поставок.
При создании решеток используются самые современные средства проектирования, прочностных и газодинамических расчетов: NX Siemens, Ansys. Конструкция решеток РУ и технология их изготовления, разработанная КБ, защищены патентами.
Система менеджмента качества «ОДК-Авиадвигатель» соответствует требованиям ГОСТ и ISО9001, стандартам AS9102, AS9110, AS9120 (для поставщиков), авиационным правилам АП-21, АП-33, АП-25, АП-145.
Ключевыми особенностями пермских решеток РУ нового поколения являются их аэродинамический профиль и надежность, которая обеспечивается использованием непрерывных волокон и отсутствием фланцевых соединений лопаток. Продольные и поперечные ребра изготавливаются непрерывным жгутом, что позволяет использовать решетки в элементах силовой конструкции всего реверсивного устройства. Снижение аэродинамических потерь на реверсировании происходит благодаря специальной форме лопаток решетки. Данная схема успешно использована на двигателе ПД-14. Расчеты на прочность, стендовые и летные испытания подтвердили заявленные показатели прочности конструкции.
Богатый опыт разработки подобных изделий, а также отработанные процессы серийного производства на предприятии-изготовителе АО «Центральный Научно-исследовательский институт специального машиностроения» (АО «ЦНИИСМ») обеспечивают оптимальные сроки и качество изготовления решеток реверсивного устройства. Серийное производство сертифицировано для изготовления продукции авиационного назначения и оснащено всем необходимым оборудованием.
Специалисты «Авиадвигателя» готовы спроектировать решетки любой конфигурации в течение двух месяцев. Первое опытное изделие возможно получить в течение года после согласования техзадания. В течение трех лет возможен выход на объемы серийного производства по требованиям заказчика. Все организационно-производственные процессы постоянно оптимизируются, поэтому предполагается сокращение срока ожидания до 6–8 месяцев.
Пермское КБ готово к взаимовыгодным долгосрочным отношениям с производителями реверсивных устройств и мотогондол всего мира. Высокая деловая репутация пермского КБ на протяжении почти восьмидесяти лет его существования, лидирующие позиции в российском двигателестроении, владение самыми современными IT-технологиями и умение находить инновационные решения любых проблем гарантируют, что «ОДК-Авиадвигатель» — надежный партнер.

Источник: «Пермские авиационные двигатели», № 42

 

Copyright© 2023 АО «ОДК-Авиадвигатель», АО «ОДК-Пермские моторы»
Cайт разработан MEDIA AIR